Новые тенденции на рынке логистики
20.03.2024 806 просмотров

Сектор логистики и транспорта постоянно находится в развитии, и 2022 год не будет исключением. Тренды направлены на повышение эффективности процессов отгрузки, хранения, доставки грузов. Достигнуть прогресса в отрасли планируется за счет улучшения гибкости, качества обслуживания, цифровизации, автоматизации процессов логистики.
Цель преобразований в сфере логистики состоит в том, чтобы создать рабочую среду, которая адаптируется к любым перебоям, возникающим при транспортировке продукции в национальном масштабе. Улучшение управления логистическим бизнесом окажет положительное влияние на все российское общество.
Какая сложилась ситуация
В эпоху быстро меняющегося экономического контекста, больших объемов данных, становятся важными анализ и прогнозирование. Влияние внешних факторов нестабильности на цепочку поставок вызывает необходимость противостояния и сведения к минимуму сбоев, которые периодически возникают. Готовность к возможным инцидентам в процессе перемещения товаров помогает сохранить уровень обслуживания и восстановить объемы услуг. Но прежде чем сделать прогнозы и проанализировать тенденции развития логистики в 2022, рассмотрим исходное положение на старте года.
Объём транспортных перевозок
Общий объем перевозок грузов российским транспортом по итогам 4 месяцев 2022 года составил 2,29 млрд тонн. Согласно данным Росстата, объем автоперевозок достиг 1,48 млрд тонн, увеличившись по сравнению с январем-апрелем прошлого года на 0,9%.

Из-за пандемии в 2021 замедлились и стали дороже логистические цепочки. Изменилась структура грузопотока, дефицит нового подвижного состава вызвал рост стоимости транспорта и запчастей к нему. Нехватка автотранспорта приводит к росту стоимости перевозки, увеличению сроков доставки и так далее по цепочке.
Что происходит на авторынке
Аналитическое агентство SeaNews демонстрирует спад продаж в России за 5 месяцев легковых и коммерческих автомобилей текущего года наполовину (минус 52%). Так в мае относительно апреля 2022 спад составил 25,8%, а за год продажи обвалились на 83,5%.

Производство новых грузовых автомобилей средней и тяжелой категории также пока нестабильно. Предложение машин не успевает за спросом, так как многие транспортные компании обновляют свой парк. Например, стоимость седельного тягача выросла более чем на 15%, а время ожидания исполнения заявки составляет более года. Разрыв в поставках грузовых автомобилей связан с приостановкой импорта микроэлектроники и других компонентов. Вторичные продажи грузовых машин с пробегом выросли. В целом прирост перепродаж за первый квартал составил +18%, по данным «Автостат Инфо».
Почему растёт себестоимость перевозок
Общий рост стоимости логистического сервиса связан с повышением цены на топливо на 10%. Но в июне 2022 ожидается стабилизация расценок на нефтепродукты на автозаправочных станциях. Снижение или остановка роста цен прогнозируется Марком Гойхманом, главным аналитиком TeleTrade, потому что оптовые расценки в РФ снизились на 2,5% из-за ограничений на импорт нефти Евросоюзом.
По сравнению с прошлым годом вырос до 24% дефицит кадров в России, по оценке Международного союза автомобильного транспорта (IRU). То есть, каждая четвертая машина ждет своего водителя. Молодые люди не торопятся садиться за руль коммерческого автотранспорта, отсюда увеличение возраста дальнобойщиков. Согласно прогнозам, далее в 2022 году ситуация с нехваткой водителей только усугубится.
Как меняется складская логистика
Все производители и торговые компании стараются защитить свой бизнес от дефицита продукции, пока цепочки поставок нестабильны. В качестве примера можно привести перевозки из Китая. Год назад товары приходили за 2-3 месяца, а теперь время растягивается до полугода и больше. Склады становятся все более востребованными. Спрос на свободные объекты находится на высоком уровне, например, сегодня в Московской области вакантные площади составляют меньше одного процента.

На фоне риска простоев многие руководители организуют «складские стоки безопасности» ― так называемые safety stock, резервные страховые запасы продуктов. Буферные товары защищают от неопределенности спроса и опасности нарушения сроков выполнения заказов. Уменьшение объемов продаж после всплеска ажиотажного потребительского спроса весной 2022 года вызвало снижение оборачиваемости запасов. По этой причине возник дефицит складских помещений, так как некоторая продукция не продается в прежних объемах. Ситуация повлекла за собой снижение оборотного капитала.
Основные 10 трендов 2022 года
Разбалансированность рынка поставок вынуждает владельцев грузов менять стратегии планирования. Главными драйверами развития сферы логистики становится восстановление транспортировки в связи с переориентацией многих российских отраслей экономики на внутренний рынок и страны СНГ. Динамика транспортных перевозок зависит от темпа роста доходов населения, с которым увеличивается спрос на услуги для интернет-торговли. Наметились следующие новые тенденции в логистике:
1. Удешевление цены перевозок
Операторы стараются в критичных ситуациях снизить простои техники за счет демпинга. Логисты пытаются оптимизировать доставку на короткое турбулентное время, однако возрастающие издержки приходится компенсировать. Поэтому вдолгую никто не собирается работать в убыток, даже в борьбе за долю на трансформируемом рынке.
2. Укрупнение сервисных компаний
Нарастающий дефицит складских мощностей и кадров вносят свои коррективы в планы перевозчиков. В выигрыше компании с высокими финансовыми возможностями. Слабые игроки покидают рынок, а сильные логисты увеличивают комплекс предоставляемых услуг. Пережить шторм логистическим транспортным компаниям помогает расширение собственных и арендованных складских помещений в разных регионах.
3. Передача процессов на аутсорсинг
Успешные промышленные предприятия делегируют транспортно-логистические задачи сторонним профессиональным игрокам. Снижение затрат достигается за счет эффективного планирования, внедрения обоснованных нормативов, повышения контроля расхода запчастей, ГСМ, увеличения межремонтного периода машин, избавления от ненужных активов. Персонал, который недостаточно интенсивно задействован, сокращается. При этом растет средний уровень зарплаты работников автотранспортной компании, а себестоимость продукции на производстве снижается.
4. Транспортные услуги на арендованных ТС
Тенденции в транспортной отрасли меняются под влиянием старения водителей и ожиданий молодых кадров. Поколение Z по другому относятся к собственности, предпочитая аренду не только жилья, но и автомобилей, в том числе грузовых. Транспортные эксперты признают успешной идею «экосистемы мобильности», где программные платформы соединяют интересы водителя и заказчиков услуг. Использование арендованных грузовиков смягчает неэффективность сетевого уровня между транспортными услугами и их пользователями.
5. Поддержка самозанятых водителей
Разработаны и реализуются в 2022 году для россиян федеральные и региональные меры поддержки. Например, в Алтайском крае выделено на год 8,9 млн рублей для реализации программы помощи самозанятым. Работает поддержка плательщикам налога на профессиональный доход (НПД) в Башкирии. Пожилым водителям данный вид взаимодействия продлевает жизнь за рулем. Они могут работать по заказам крупных логистических компаний в удобном для себя режиме занятости. Транспортным фирмам отношения за рамками трудового кодекса также выгодны из-за снижения налоговой нагрузки. Руководителям становится легче решать вопросы замены водителя в связи с отпусками, больничными и другими социальными гарантиями штатных работников.
6. Приобретение собственных складов
Трендом становится возведение складов в формате built-to-sui. То есть строительство комплексов под нужды конкретного заказчика. Направление приобретает большую популярность и в России, и во всем мире. Покупка или строительство логистических объектов пользуется спросом среди небольших компаний и крупных производителей, ритейлеров. Пока велики риски простоев на производстве и недостатка товара в торговле, предусмотрительные руководители стараются делать запасы, чтобы избежать дефицита продукции. Низкооборачиваемые товары переводятся на низкостоимостные склады. Таким образом происходит борьба с увеличением сроков поставок (lead time).
7. Ответственное хранение вместо аренды
Сопутствующие складские услуги становятся все более востребованными. По договору логистический сервис принимает груз и полностью отвечает за его сохранность, иногда за перевозку или сопровождение. Оплата предусмотрена только за время нахождения товара на складе, в отличие от аренды помещения. Такой формат сотрудничества заметно набирает обороты, так как освобождает заказчика от решения вопросов найма грузчиков, охраны, ухода за складом и товаром. Он удобен для пульсирующего бизнеса, когда то мало, то много груза. Активно пользуются услугой владельцы малых растущих фирм в момент, когда продукция уже не влезает в гараж, но еще нерентабельно брать в аренду или покупать большой склад. Сервис набирает популярность у тех компаний, которые работают с широким спектром товаров, требующих определенных условий температуры, влажности.
8. Изменение модели покупок
Традиция максимальных объемов поставок из Москвы и области в удаленные регионы России уходит в прошлое. Ожидается рост компаний со складами в восточных направлениях страны. Это позволяет эффективнее управлять запасами и оперативно обрабатывать заказы при близости к местонахождению потребителей. В обозримой перспективе значительно сократится время доставки онлайн-покупок потребителям за счет расширения сети ПВЗ (пункты выдачи заказов). Предпринимателей привлекает ощутимая поддержка со стороны маркетплейсов в начале работы и небольшой начальный капитал входа в бизнес. Бюджет на логистические услуги экономит перевозка сборных грузов.
9. Повышение устойчивости поставок
На каждом этапе цепочки поставок и распределения существуют риски, вызванные внешними факторами в отношении продукта. К ним относятся внезапно вводимые ограничения на импорт или экспорт, изменения в законодательстве, сбои платежных систем, кибератаки, погодные условия. В свою очередь клиенты стремятся диверсифицировать поставщиков, разрабатывают “план Б” на случай возникновения проблем у партнеров. Так ограничения на авиаперевозки вызвали бум спроса на автомобильные транспортные услуги.
10. Цифровизация, автоматизация и роботизация
Российская торговля продолжает переход из реального сектора в интернет, как это происходит последние 2 года во всем мире. Активный рост электронной коммерции сохранится как минимум ближайшие 4-6 лет. Соответственно стремительно увеличивается рынок экспресс-доставок. Логистические операторы заменяют повторяющиеся ручные процессы автономными системами транспортировки и хранения, способными принимать решения. Этот метод помогает стабилизировать цепочки поставок и ускорять перевозки в условиях нехватки кадров. Тренд возникает из-за изменения менталитета и потребительских привычек пользователей. Направление присутствует в онлайн-супермаркетах, где покупатели больше всего ценят скорость доставки.
Прогнозы развития отрасли
Логистический сектор способен восстановить уровень обслуживания после всевозможных инцидентов. Эту одну из самых серьезных задач приходится решать в 2022 году. Ограничение на экспорт и импорт оказывает положительное влияние на внутреннюю логистику. Глубинка России стала активным потребителем услуг. На случай непредвиденных обстоятельств поставщики научились предусматривать запасные варианты.

Общие показатели продаж грузовиков к середине текущего года улучшаются. Сегодня автопром успешно решает проблемы с поставками комплектующих и восстанавливает темпы производства. Во многом стабильность производства автомобилей зависит от того, насколько российские компании, которые являются лидерами, быстро переориентируются на новые условия работы.
Рынок транспортно-логистических услуг демонстрирует умеренный рост, считают эксперты. Исследовательское агентство М.A. Research, прогнозирует в 2022 году увеличение отрасли в РФ на 6,6%, в последующие годы — на 5,8-5,6 %. Тренды близлежайшего времени указывают на высокую вероятность развития позитивного сценария. Российские компании готовы противостоять всем вызовам и сохранять устойчивость цепочек поставок.