Новые транспортные коридоры: как они изменят логистику в России
20.03.2024 266 просмотров

Новые транспортные коридоры: как они изменят логистику в России
Римская империя была мощнейшим государством — в том числе и потому, что строила дороги. В современном мире роль наземных, морских и авиационных логистических маршрутов стала еще более значимой. Любой сбой в логистической цепочке отражается как на транспортных компаниях, так и на конечных потребителях. Новые транспортные коридоры, развитие которых сейчас обсуждается, позволят доставлять товары быстрее и дешевле.
В последнее время тема логистики, в частности создание новых и развитие существующих транспортных коридоров, регулярно поднимается и во внутрироссийской повестке, и в международной. Так, президент России Владимир Путин заявил о строительстве единого транспортного коридора до Владивостока. Скоростные автомобильные магистрали пройдут через Сибирь, Дальний Восток до Тихого океана. Прорабатывается возможность создания Центрально-Евразийского транспортного коридора через Монголию и Западный Китай, строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали.
Продолжается формирование коридора «Север — Юг», который связывает российские порты на Балтике и в Арктике с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана. Еще один коридор от Арктики на Юг планируется на Дальнем Востоке — это железнодорожная ветка от БАМа в Якутию, мосты через реки Лену и Амур, Тихоокеанская железная дорога, модернизация автомобильных трасс, создание глубоководных терминалов на восточном участке Северного морского пути. Разрабатывается проект Северного широтного хода — железнодорожной ветки с выходом к портам Северного Ледовитого океана и полуострова Ямал. Эти маршруты открывают возможность соединить Северный морской путь с крупными логистическими узлами на юге Евразии.
На Восток
Товарооборот между Россией и восточными партнерами продолжает расти. Например, объем взаимной торговли с Китаем за 9 месяцев 2023 года увеличился на 29,5% год к году — до $176,4 млрд. Это данные Главного таможенного управления КНР. С Турцией — на 37%, до $61,5 млрд за январь — июль, по статистике ФТС России. Товарооборот со странами Средней Азии за семь месяцев этого года увеличился от 8,7% до 70% в зависимости от направления.
По данным Минтранса РФ, за 9 месяцев этого года объем железнодорожных перевозок на Восточном направлении вырос на 10%, в портах — на 8%. Объем перевалки грузов в морских портах Азово-Черноморского бассейна увеличился на 14%, а грузопоток по железнодорожному направлению — на 2%. Морские перевозки по МТК «Север — Юг» также показали прирост за январь — сентябрь на 64%, железнодорожные — на 20%.
В этом году по трем основным транспортным коридорам будет перевезено порядка 500 млн тонн грузов, что на 10% больше показателей 2021 года. В планах — к 2030 году нарастить грузопоток до 700 млн тонн грузов.
Официальную статистику подтверждают данные транспортно-логистических компаний. Так, спрос на доставку между Россией и странами СНГ в ПЭК увеличился более чем в два раза, объем грузоперевозок из Китая вырос на 20% год к году.
Новые маршруты и коридоры
Рост грузопотока требует развития новых маршрутов.
«Рынок меняется — санкции и рестрикции делают свое дело, поэтому необходимо строить новые дороги и прокладывать новые маршруты — на юг и восток. Россия стремится укрепить связи, в том числе логистические, экономические с Юго-Восточной Азией — самым активно развивающимся регионом мира», — уверен эксперт по логистике Максим Губанов.
И это уже происходит. Так, ПЭК за 1,5 года открыла более 100 филиалов в России, Казахстане, Киргизии, Армении, Азербайджане, Таджикистане, Узбекистане, Турции, Китае и ОАЭ.
«В каждой стране мы развиваем внутренние маршрутные сети, чтобы упростить и ускорить доставку. Первыми запустили доставку сборных грузов между Россией и Арменией, в Дубае открыли также таможенный склад площадью 5 тысяч м², на 30% увеличили мощности действующего склада в Гуанчжоу (КНР) и открыли филиал в Шанхае», — отмечает руководитель ПЭК: GLOBAL Антон Буянов.
Тем более на традиционных маршрутах возникают серьезные ограничения. С 2022 года это санкционные списки, закрытие международных пунктов пропуска. Но проблемы были и ранее.
«В 2020–2022 годах мы сталкивались с регулярными заторами на погранпереходах между Россией и Китаем, с простоями в портах Владивостока, Новороссийска», — напоминает Антон Буянов.
В ПЭК отмечают, сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону, часть инфраструктурных проблем удалось решить. Сроки доставки грузов между Россией и Китаем, Арменией, Грузией, Турцией, ОАЭ сократились в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Этого удалось добиться благодаря конкретным мерам. Увеличено количество контейнерных поездов из порта Владивосток. Модернизирован пункт пропуска «Верхний Ларс« на границе России и Грузии. На многостороннем автомобильном пункте пропуска «Забайкальск — Маньчжурия» установлен круглосуточный режим работы и введена электронная очередь.
«Однако практика последних трех лет показывает, что в высокий сезон, когда грузопоток начинает ускоренно расти, суда снова могут встать на рейде, поезда и грузовики — оказаться в заторах. Поэтому важно ускоренными темпами модернизировать порты и погранпереходы. Особенно это касается инфраструктуры для автоперевозок на границе между Россией и Китаем», — уверен Антон Буянов.
Сроки и цены
Решить проблему радикально могут новые транспортные коридоры. Причем, по словам Максима Губанова, основные преимущества в логистике — скорость и цена доставки.
Например, единый транспортный коридор «Санкт-Петербург — Владивосток» позволит сократить срок доставки между западной и восточной частью нашей страны. Центрально-Евразийский транспортный коридор, который в перспективе пройдет через Россию, Монголию и Западный Китай поможет упростить и ускорить доставку между нашими странами.
Сравним цифры. По данным ПЭК, доставка автотранспортом до Китая из Москвы по традиционным маршрутам занимает 18–21 день, прямым железнодорожным маршрутом из Москвы — 16–20 дней, мультимодальным маршрутом (море + ж/д) транзитом через Владивосток — 30–40 дней.
Благодаря Севморпути бизнес сможет сократить сроки доставки между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас доставка из Шанхая в порт Санкт-Петербурга традиционным маршрутом занимает 45 дней, а по Севморпути сократится до 30 дней.
В этом году ПЭК запустил перевозки по Севморпути в Норильск, Дудинку, Алыкель, Талнах, Кайеркан, Оганер. Маршрут включает автодоставку в Мурманск или Архангельск. Следующий этап — на ледоколе до порта Дудинка, а затем снова на авто — в Норильск. Транзитный срок доставки составляет 24 дня.
По восточной ветви коридора запущен регулярный железнодорожный сервис, который позволяет ускорить и упростить доставку грузов между Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Ираном и другими странами. Это уже повысило привлекательность направления для бизнеса.
Например, в 2023 году ПЭК открыл перевозки между Россией и ОАЭ по Восточной ветви МТК «Север — Юг». Сначала судно доставляет груз из Джебель-Али в крупнейший порт Ирана — Бендер-Аббас. Там отправления перегружаются на ж/д или автотранспорт, а затем следуют в Россию через Туркменистан, Казахстан и Узбекистан. Срок доставки по маршруту составляет 14–20 дней, стоимость — $4,9 тысячи за TEU и $6,2 тысячи за FEU.
В перспективе доставка грузов по МТК «Север — Юг» поможет перевозчикам сократить сроки доставки между Россией и странами Южной Азии, Персидского залива на 10–50% в зависимости от направления. Например, доставить грузы из Индии в Россию по МТК можно будет в 2 раза быстрее, чем через Суэцкий канал.
В мире идет острая конкуренция за контроль над транспортными маршрутами, логистикой, заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. По сути, в Евразии формируется новый транспортный каркас — участие в таких проектах принесет участникам серьезные экономические дивиденды. И речь идет не только о странах, но и логистических компаниях, которые осваивают новые маршруты.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».