Негабаритные грузы: правила перевозки в 2023 году

Негабаритные грузы: правила перевозки в 2023 году
Негабаритные грузы: правила перевозки в 2023 году

Негабаритные грузы: правила перевозки в 2023 году

Негабаритные грузы — это неформальное название для крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов, как они называются в официальных документах. Необходимость их перевозки может возникнуть у многих. Разберемся, какие ограничения и обязанности при этом возникают.

Негабаритные грузы часто перевозят автотранспортом — это дешевле, проще и легче их контролировать в процессе. Услуги по доставке предлагают многие компании, и при заключении договора вся ответственность за соблюдение требований падает на подрядчика. Но и самостоятельно организовать такую перевозку вполне возможно.


Не вписались в габариты: общие положения и требования

Для начала стоит изучить нормативные документы:

  • 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»;
  • Постановление правительства № 2200 «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом»;
  • Приказы Минтранса №№167, 272, 343 о порядках выдачи специальных разрешений на проезд крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств и организации их движения;
  • Правила дорожного движения, в которые могут вносить изменения;
  • Правила международных перевозок.

Негабаритными грузы становятся только при сравнении их со средством перевозки. Для одного автомобиля какой-нибудь контейнер будет превышать габариты, для другого — окажется вполне стандартным. Не всегда в наличии имеется подходящий транспорт, но если машина отвечает общим положениям ПДД, безопасности, техрегламентам, то при соблюдении соответствующих требований перевозка как раз переходит в разряд негабаритных.

Начинаются они со следующих параметров:

  • Тяжеловесный груз превышает допустимую нагрузку по весу для конкретного транспортного средства: от свыше 18 тонн для одиночного двухосного автомобиля и до свыше 44 тонн для шестиосного автопоезда. Также учитывается осевая нагрузка.
  • Крупногабаритный груз замеряется по следующим параметрам: как выступающим за пределы средства перевозки, так и по абсолютным значениям: выходит за заднюю часть авто более чем на 2 м, длина одиночного грузовика более 12 м, автопоезда более 20 м, ширина более 2,55 м, а высота свыше 4 м (измеряется от земли до высшей точки).
  • Неделимый груз — не может быть разобран на отдельные части для перевозки (это могут быть крупные агрегаты, спецтехника, строительные материалы, резервуары и т.п.).

Даже если груз еще не вышел за указанные параметры, но выступает спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м, он уже требует наличия опознавательного знака «Крупногабаритный груз» с дополнительными фонарями при плохой видимости.

К транспортным средствам и объектам перевозки применяются общие требования: исправность, наличие необходимых документов и разрешений, накладных на груз и квалификация водителя. Есть требования для грузовых машин: они касаются систем торможения, противоотката, зеркал.

В ПДД указаны основные условия, которые действуют для всех — стандартных и нестандартных — перевозок. Груз не должен:

  • мешать обзору водителя;
  • нарушать устойчивость машины, затруднять управление;
  • скрывать опознавательные знаки, световые приборы;
  • создавать шум, производить мусор, пылить и загрязнять окружающую среду.

Выдающиеся грузы и особые правила

Бывают настолько выдающиеся объекты и транспортные средства, что в силу вступают особые правила. Если груз превышает допустимые параметры, рассмотренные выше, — на его перевозку требуется особое разрешение, а в процессе — соблюдение дополнительных требований.

Разрешение сейчас можно получить только в электронном виде — через Госуслуги или на сайте Росавтодора. Для этого нужно заполнить заявление, предоставить необходимые сведения: информацию об организаторе, сведения о грузе, транспортном средстве, маршруте движения, приложить сканы документов.

Нужно будет оплатить госпошлину, сейчас это 1600 рублей, но если маршрут планируется только по частным (платным) дорогам, то она не взимается. Сроки рассмотрения — от двух до девяти рабочих дней, в зависимости от особенностей перевозки и необходимости согласования с различными ведомствами. Также Росавтодор выставит счет, если доставка окажется тяжеловесной: нужно будет оплатить будущий вред дорожной сети (на сто километров стоимость в зависимости от региона может составить около 1–2 тысяч рублей).

Заинтересованными сторонами при таких перевозках могут выступать ГИБДД, владельцы автодорог, сооружений и коммуникаций, инфраструктуры и ж/д транспорта. Они имеют право отказать в согласовании, если состояние объектов не отвечает параметрам транспортируемого груза — а могут предложить другой маршрут. Также отказ в выдаче разрешения может поступить по формальным признакам: груз можно разобрать на части, предоставлены неполные или неточные сведения при подаче заявки.

Особая роль в согласовании и проведении перевозки возлагается на ГИБДД. Инспекция может постановить, что в определенных случаях потребуется сопровождение — автомобилями прикрытия или непосредственно машинами ведомства. На очень крупные грузы могут быть введены ограничения движения по населенным пунктам в дневное время, установлен особый скоростной режим. Для соответствующих типов ТС должны быть установлены знаки «Длинномерное транспорт­ное средство» и специальные световые сигналы.

В пути следования водитель должен соблюдать следующие требования:

  • осуществлять перевозку только с действующим специальным разрешением;
  • следить за исправным состоянием ТС и груза;
  • не отклоняться от утвержденного маршрута;
  • соблюдать особые условия движения, которые могут быть прописаны в разрешении (в т.ч. скорость, движение по разделительным полосам, обочинам);
  • не осуществлять движение при ухудшении видимости и погодных условий;
  • останавливаться для отдыха только в специально предусмотренных местах.

Заметим, что для перевозчиков и водителей существуют специальные курсы по обучению доставке нестандартных грузов, но они не являются обязательными.


Нарушения и штрафы, а также случаи обжалования

Нарушение правил влечет за собой ответственность. И штрафы здесь могут быть весьма значительными.

Суммы различаются в зависимости от того, есть ли разрешение или его нет вообще, и какой масштаб нарушения — от 10 см превышения габаритов или в процентах от веса. Минимальный штраф составит от одной тысячи рублей с водителя и 10 тысяч с собственника и до 400 тысяч с владельца в случае серьезных нарушений.

Также штрафы могут взиматься за несоответствие документов, нарушение правил движения, несоблюдение дорожных знаков, маршрута. Они могут выписываться как при проверке инспекторами, так и по результатам работы автоматических средств фиксации. Если нарушение габаритов произошло во время движения, его можно исправить, если сделать это не удается — нужно прекратить перевозку. При остановке такого автомобиля, кроме предстоящего штрафа, машина в любом случае будет задержана.

Постановление о штрафе можно обжаловать, на практике лучше сразу подавать жалобу в суд по месту фиксации нарушения в течение 10 дней с получения уведомления о вынесенном административном наказании. Ошибки действительно могут быть, особенно у камер при определении размеров. В этом случае нужно предоставить реальные подтвержденные параметры.

Встречаются случаи, когда при смещении стандартного груза по независящим от перевозчика причинам (неровный рельеф) его принимали за негабаритный, — это также можно оспорить. А если автомобиль был сдан в аренду на момент перевозки, но штраф пришел на имя собственника, разумеется, нужно предоставить договор, тогда ответственность будет нести арендатор.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Повестка

Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

карточка
Повестка

Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа

карточка
Повестка

Все поехали: итоги летнего туристического сезона — 2024

карточка
Колонки

Эксперт Яндекса: 5 ошибок бизнеса при организации собственной доставки последней мили

карточка
Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка
Перевод

Доставка с помощью дронов: новый уровень для ретейла и логистики

карточка
Перевод

Как гиганты логистики упускают шанс кардинально изменить сферу доставки

карточка
Умные решения

Технологии на колесах: как логистика стала лидером цифровизации

карточка
Повестка

Экспансия ОСАГО: куда расширяется полис

карточка
Повестка

Склад на воде: к 2027 году в России откроют шесть крупных мультимодальных центров

карточка
Повестка

Продажи грузовиков падают, хотя грузы едут все быстрее: разбираем парадокс

карточка
Повестка

Осторожно, ПВЗ закрывается. Или нет

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка