Кейс «Асконы»: как перестроить доставку и нарастить лояльность клиентов за год

Кейс «Асконы»: как перестроить доставку и нарастить лояльность клиентов за год
Кейс «Асконы»: как перестроить доставку и нарастить лояльность клиентов за год

Когда объем продаж «Асконы» в Москве и Санкт-Петербурге начал занимать значительную долю в бизнесе компании, стало понятно, что нужно новое решение по маршрутизации. В двух столицах слишком высокий трафик, а клиенты хотели своевременную доставку и первоклассный сервис. Привычные для компании маршрутизаторы не позволяли привозить товар клиентам к определенному времени, укладываться в четырехчасовые интервалы и контролировать экипажи. Вот как «Аскона» справилась с задачей.


По итогам 2022 года продажи «Асконы» выросли на 30%. Во многом на это повлиял уход из России компании IKEA. «Как показывают маркетинговые исследования, на российском мебельном рынке «Аскона» стала вторым по узнаваемости брендом после шведского, а после его ухода потребители перетекли к нам», — поясняет директор по логистике «Асконы» Николай Карицкий.

Новая система последней мили у «Асконы» работает в Москве и Санкт-Петербурге. Николай Карицкий говорит, что трансформация доставки затевалась ради этих рынков. В других регионах обеспечить высокий уровень сервиса всё еще возможно в ручном режиме. «Однако за последние полтора года мы оценили преимущества автоматизации в условиях постоянного роста объема доставок. Наша текущая задача — тиражировать модель еще в восьми больших городах России, в том числе в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Краснодаре и так далее», — добавляет он. Еще недавно в Краснодаре в день было достаточно 3–4 автомобилей. Теперь, с ростом заказов, нужно 10–15. Управлять ими вручную — сложнее.

Поиск оптимального решения


Проработав на рынке Москвы 12 лет, а в Санкт-Петербурге — 9, в «Асконе» увидели рост продаж в этих двух мегаполисах. Нужно было менять процессы управления транспортом.

Первую попытку оптимизации доставки последней мили «Аскона» сделала в 2019 году. Выбрали одну из систем управления перевозками, но при планировании внедрения в «Асконе» не до конца понимали все необходимые параметры решения.

Например, при построении маршрута конкретного экипажа важно учитывать время на подъем мебели и ее сборку, наличие в составе сборщика-экспедитора, есть ли пропуск внутрь Третьего кольца в Москве и готовность собирать корпусную мебель. Всего подобных нюансов при организации доставки — более десятка. Система управления транспортом должна уметь их учитывать, планировать исполнимые, оптимальные маршруты автоматически. Всё это стало ясно спустя несколько месяцев работы выбранного решения — оно не было эффективным.

Также оно не учитывало специфику организации холдинга. В «Аскону» входят 10 производственных площадок в Коврове, Владимире и Новосибирске. На одних производят сырье вроде пенополиуретана, синтепона, картона, кокосовой плиты. А на других изготавливают из этих компонентов матрасы, кровати, диваны, кресла. Еще в ассортименте компании есть текстиль и одежда, климатическая техника, массажные кресла и многие другие товары. Поэтому в структуре бизнеса важны разные типы перевозок, а для клиентов — одинаковые решения по доставке.

Осознав всё это, автоматизацию логистики остановили в 2020 году, к тому моменту решение использовали чуть больше года. Тогда же с развитием пандемии коронавируса ситуация на рынке стала непредсказуемой, от перестройки процессов доставки временно отказались.

Новый уровень логистики

К вопросу вернулись в 2021 году, собрав все накопленные замечания к прежнему решению. Изучив разные системы планирования маршрутов, «Аскона» остановилась на Яндекс Маршрутизации и за 2022 год выстроила на основе этой платформы свой логистический процесс в Москве и Санкт-Петербурге. Минимально жизнеспособный продукт (MVP, Minimal Viable Product) для компании разработали за пять месяцев.

Платформа обеспечила доставку меньшим количеством машин за счет более плотных маршрутов. Их можно построить с учетом пробок, с их помощью автоматически подгружать адреса доставки, добавлять склад и курьеров. Экспедиторы, водители или курьеры видят свои маршруты в отдельном приложении, а менеджер может следить за их работой, контролировать количество заказов, доставленных не вовремя. Также можно проверить маршрут отдельного курьера.

Использование сервиса похоже на опыт взаимодействия с приложением Такси, а потому он удобен для клиента, добавляет директор по логистике «Асконы» Николай Карицкий. До конца 2024 года компания планирует масштабировать модель использования Яндекс Маршрутизации в других городах России и странах СНГ.

Удовлетворенность клиентов

Директор по логистике «Асконы» признается, что Москва как рынок далась компании непросто. Кроме того, до 2020 года за обратную связь с клиентами в «Асконе» отвечал отдел претензий. Всё сводилось к отработке жалоб и решению уже возникших сложностей с заказами.

В компании не замеряли индекс потребительской лояльности, не систематизировали обратную связь от клиентов. С ростом продаж к 2019 году структура компании уже не успевала за масштабированием бизнеса. Чтобы оставаться конкурентоспособными, нужно было фокусироваться на потребностях клиентов. Благодаря переходу на Яндекс Маршрутизацию в «Асконе» теперь могут отслеживать многие показатели, включая лояльность клиентов.

Результаты

По итогам 2022 года накопительный индекс потребительской лояльности (NPS, Net Promoter Score) составил 73,87% (+1,8% к 2021 году). Накопительный индекс удовлетворенности клиентов (CSI, Customer Satisfaction Index) – 4,61% (+0.24 п.п. к 2021 году).

В первом полугодии 2023 года NPS демонстрировал рост до 75,14%, CSI – 4,69%. По NPS цель компании — преодолеть отметку в 80%, по CSI – достичь 4,7%.



Особое внимание в процессе трансформации уделяли взаимодействию с водителями и транспортными компаниями. Поначалу сотрудники негативно реагировали на внедрение: изменения в работе влекли рост количества заказов и рейсов. Однако, как говорит директор по логистике, напряжение удалось снять довольно быстро, пояснив преимущества новой системы.

Николай Карицкий, директор по логистике «Асконы»:

«До всех сотрудников мы постарались донести выгоды, которые они получают при работе в новой системе. Наша задача — облегчить их труд, автоматизировать большую часть сервисов, которые сейчас выполняются вручную, — это прием доплаты от клиента, фотофиксация собранного изделия и так далее. Приложение Яндекса должно подсказывать человеку, когда и как это нужно сделать. Работа с сотрудниками ведется в постоянном режиме. Это связано и с ротацией кадров, и с наймом новых работников, поскольку бизнес непрерывно расширяется».

Побочным эффектом от внедрения нового решения директор по логистике называет полученную за 2022 год экономию на 3,5–4%. Эти цифры позволили окупить проект по оптимизации последней мили. Стоимость решений Яндекс Маршрутизация и Яндекс Курьер в «Асконе» не называют.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Инструкции

Весне дорога: 6 советов, как учесть ограничения на автотрассах

карточка
Инструкции

Чек-лист: как проверить автопарк после зимней эксплуатации за 5 шагов

карточка
Перевод

Меняется всё: как инфраструктура и транспорт войдут в май 2025 года

карточка
Повестка

Продолжается просушка: где в мае сохраняются ограничения для грузовиков

карточка
Инструкции

Как работать с биржами грузоперевозок

карточка
Инструкции

Как меняться, обучать и экономить: инструкция для логистов в условиях 2025 года

карточка
Повестка

Куда растут склады

карточка
Умные решения

Инновационное решение от Pony Express: мобильные ПВЗ на базе «Газель NEXT»

карточка
Перевод

Беспилотный транспорт в 2025 году: амбиции Tesla, успехи конкурентов и новый расклад сил

карточка
Повестка

Альтернативное топливо, каршеринг и беспилотники: как изменится российский автопром

карточка
Повестка

Собственные «Платоны» могут появиться в российских регионах

карточка
Инструкции

ИИ в логистике: куда и как внедрять

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка