Режим труда и отдыха водителей

Режим труда и отдыха водителей
Режим труда и отдыха водителей

Режим труда и отдыха (РТО) водителя в России регулируется приказами Минтранса и некоторыми другими нормативными актами. В основном документе прописано, какое время считается рабочим, сколько времени водитель может находиться за рулем непрерывно, а также в течение суток, недели и месяца. Несоблюдение РТО чревато штрафами для транспортных компаний. Разбираемся, как организовать рабочий день водителя максимально эффективно и при этом в соответствии с нормативными документами.

Режим труда и отдыха (РТО) водителя — это чередование отдыха и работы. Рабочее время ограничено по часам. Правила также устанавливают, когда и сколько водитель должен отдыхать.

Нормативная база

Регламентируют РТО сразу несколько нормативных документов. Это Трудовой кодекс, Кодекс административных нарушений, Правила дорожного движения (ПДД), приказ Минтранса России от 12.01.2022 № 5 «О внесении изменений в Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.10.2020 № 424», постановление правительства от 02.06.2023 № 908.

На кого распространяются правила РТО

Соблюдать РТО обязаны все, чья работа связана с управлением транспортом. Это водители грузовиков, автобусов, самосвалов и т. д. Причем независимо от того, работает водитель по найму или в качестве индивидуального предпринимателя на собственном транспорте.

Исключение сделано для водителей транспорта спецслужб, например пожарных машин. Также правила не затрагивают международные автоперевозки и водителей, перемещающихся по территории предприятия, не выезжая на дороги общего пользования.

Важно отметить: правила не затрагивают РТО водителей международных автоперевозок и водителей, перемещающихся по территории предприятия, не выезжая на дороги общего пользования.

Рабочее время и время отдыха

В соответствии с правилами РТО рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на следующее:

  • управление автомобилем
  • специальные перерывы на отдых от управления транспортом
  • выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством, например техобслуживание, заправка автомобиля предрейсовые и послерейсовые осмотры
  • заполнение накладных, путевых листов, маршрутов
  • ожидание загрузки и/или разгрузки
  • вынужденный простой, например машина сломалась или не может продолжать движение из-за перекрытия трассы (во время снегопадов), а также в других аналогичных ситуациях.

Время отдыха включает:

  • ежедневный перерыв на отдых
  • перерыв на обед (от 30 минут до 2 часов) — 1–2 раза в день
  • еженедельный отдых
  • специальные перерывы для отдыха.

Как считать рабочее время водителя

В приказе Минтранса предусмотрены несколько вариантов учета рабочего времени водителя.

Ежедневный учет рабочего времени ведется, если в течение недели рабочее время водителя не превышает 40 часов. Если по условиям работы ежедневный учет вести невозможно, устанавливается суммированный учет рабочего времени — за месяц или за три месяца (при согласии водителя).

При суммированном учете продолжительность рабочей смены водителя не должна превышать 10 часов. При этом время управления автомобилем в течение суток — не более 9 часов. Можно увеличить это время до 10 часов (без учета перерывов), но не более 2 раз в неделю. Водитель суммарно может провести за рулем 12 часов в сутки, но только в случае, если нужно доехать до стоянки или места отдыха.

Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов.

Рабочий день может быть разделен на части. Не позже чем через 5 часов после начала рабочего дня должен быть перерыв. При этом общее время перерывов между частями рабочего дня не может превышать 5 часов. 

Как считать время отдыха

При ежедневном учете продолжительность ежедневного отдыха (вместе со временем перерыва для отдыха и питания) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день. Если рабочий день составляет 8 часов (без учета перерывов), то отдых между рабочими днями — 16 часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов в сутки. Можно сократить ежедневный отдых до 9 часов, но не более трех раз в течение рабочей недели.

Еженедельный отдых также можно уменьшить, но не менее чем до 24 часов и не чаще одного раза в 2 недели. Причем компенсировать водителю время отдыха нужно в течение трех следующих календарных недель.

В неделю водитель должен непрерывно отдыхать не менее 45 часов. 

Кроме того, предусмотрены специальные перерывы для отдыха водителей. 

Первый перерыв при управлении автомобилем водитель должен сделать не позднее чем через 4,5 часа после начала движения, а не рабочего времени. Например, рабочее время водителя началось в 8 часов утра. 30 минут занял предрейсовый осмотр, еще 10 минут — заполнение документов. Загружена машина была с вечера, поэтому в 8 часов 40 минут водитель вышел в рейс. Первый перерыв на отдых нужно сделать не позднее 13 часов 10 минут.

Продолжительность специального перерыва — не менее 45 минут. Его можно разделить на две части: 30 минут и 15 минут.

Важно: время работы не должно превышать установленные нормы, а время отдыха не может быть меньше обязательного промежутка.

Отличным примером соблюдения режима труда и отдыха водителей служит седельный тягач Валдай 45, оборудованный комфортным спальным местом в кабине. Это повышает эффективность и безопасность длительных перевозок, так как позволяет водителям отдыхать независимо от местоположения, что важно при интенсивной эксплуатации транспортного средства. Подробнее.

Штрафы

Нарушения режима труда и отдыха водителей влекут за собой штрафы. В соответствии с частью 3 ст. 11.23 КоАП, нарушения, связанные с несоблюдением рабочего времени и отдыха водителя, или превышение разрешенного времени управления ТС штрафуются:

  • для водителей — 1500–2 000 рублей
  • для должностных лиц — 7 000–10 000 рублей
  • для ИП — 15 000–25 000 рублей
  • для юрлиц — 20 000–50 000 рублей.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка
Кейсы

Смена курса: как Amazon стал лидером рынка за счет внедрения инноваций в логистике

карточка
Повестка

Склад и шоурум в одном месте: что такое light industrial и почему он становится всё популярнее у бизнеса

карточка
Повестка

По своим маршрутам: в России запустят единую навигационную сеть для автотуристов

Как это поможет бизнесу

карточка
Повестка

Новые налоги: что изменится для логистики

карточка
Инструкции

Складская арифметика: как выгодно арендовать склад

карточка
Умные решения

Даркстор как логистическое плечо: как это работает

карточка
Инструкции

5 способов оптимизировать топливные расходы

карточка
Повестка

5 основных трендов в логистике в середине 2024 года

карточка
Умные решения

Самая-самая: популярная модель ГАЗ

карточка
Перевод

6 шагов к доверию: как бизнесу укрепить связь с клиентами

карточка
Перевод

Основные тенденции в сфере клиентского опыта в 2024 году: как удержать покупателя?

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка