Как перевозчику подготовиться к внеплановой проверке и за что ее могут назначить

Как перевозчику подготовиться к внеплановой проверке и за что ее могут назначить
Как перевозчику подготовиться к внеплановой проверке и за что ее могут назначить

Как перевозчику подготовиться к внеплановой проверке и за что ее могут назначить

Проверки — обязательная, но заставляющая поволноваться часть работы любой организации. А если проверка неожиданная, то кажется, что непременно должен быть неприятный повод и никто не уйдет от наказания. Так ли это на самом деле, разбираемся в этом материале.

В любую организацию, владеющую транспортными средствами, может прийти проверка Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Это подведомственный орган Министерства транспорта РФ, на который возложены такие полномочия. Плановые проверки стоят в графике, и информацию о них на год вперед можно найти на сайтах территориальных органов ведомства или рассчитать, исходя из сроков последних мероприятий и уровня опасности объекта.

Внеплановые проверки могут иметь очевидный или неочевидный повод, о них могут предупредить не менее чем за 24 часа до проведения. Однако бывают и такие, о которых прямо запрещается уведомлять. Разумеется, лучшая подготовка — это полное соблюдение всех требований. В любом случае слишком нервничать не стоит, но нужно знать свои права, чтобы результаты проверки не только не повлекли неприятности, но даже пошли на пользу.


Поводы для внеплановой проверки

  1. Окончание срока, установленного для устранения ранее выявленного нарушения. Если было выдано предписание с датой исполнения — сразу после нее сотрудники Ространснадзора должны проверить результат.
  2. Происшествие, которое привлекло внимание различных ведомств. Бюрократическим языком это описывается как «вмешательство в работу транспортного комплекса, повлекшее причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда безопасности государства, государственному или муниципальному имуществу, имуществу физических и юридических лиц» и может применяться к широкому спектру случаев.
  3. Проверка по жалобе, поступившей в различные госорганы, непосредственно в Ространснадзор, или переданная по подведомственности.
  4. По поручению высших органов власти либо требованию прокурора.

В любом случае для проведения проверки сначала издается приказ Ространснадзора или территориального ведомства, на основании которого организацию проверяют сотрудники соответствующего управления государственного автодорожного надзора (УГАДН).

Таким образом, можно предположить, что вероятность проверки высока, если ранее вам предписывали устранить нарушения или случилось какое-то происшествие. При этом о проверке по пп. 1 и 3 будет сообщено за 24 часа, а по пп. 2 и 4 уведомлять компании прямо запрещено.

Повод может оказаться не зависящим от действий самой организации — несчастный случай, жалоба или указание от вышестоящих органов, например в связи с повышением мер и требований безопасности по разным причинам. Руководителю компании стоит помнить, что при соблюдении законодательства опасаться последствий не стоит, а большинство выявленных нарушений чаще всего будет предписано устранить в надлежащие сроки.


Виды проверок и что по ним можно делать

Внеплановая проверка может быть документарной и/или выездной.

Первая проходит без визита инспекторов: в контролирующий орган надо предоставить документацию, которая показывает соблюдение всех законодательных и нормативных актов.

Список материалов к истребованию может быть весьма обширным и включать уставные бумаги, приказы о назначении руководства, внутренние документы об организации деятельности и соблюдении безопасности, подтверждение квалификации сотрудников, журналы учета и путевые листы, всё, что касается учета и состояния техники, а также многое другое. Требования о наличии таких документов, их правильном оформлении закреплены в различных законодательных актах и постановлениях.

Кроме того, сотрудники надзора могут попросить предоставить письменные разъяснения, а также запросить у других органов необходимые сведения.

Выездную проверку проводят в том месте, где находится организация. Она может включать сбор документов, осмотр и даже эксперименты.


У всех сторон есть права и обязанности, а у проверок — результат

Внепланово — не значит произвольно. У сотрудников, которые проводят проверку, есть обязательные требования к процедурам.

Инспекторы должны предъявлять удостоверения и документы с обоснованием проверки. Они не могут препятствовать тому, чтобы в ходе проверки присутствовали ответственные лица проверяемой организации, которые могут давать разъяснения. Они не могут запрашивать документы и сведения сверх закрепленных законодательством и нормативными актами (их список весьма обширен). При этом они вправе беспрепятственно входить в здания и помещения, запрашивать документы, разъяснения, копировать, получать электронные копии документов.

Ограничения тоже существуют. Нельзя выходить за цели проверки, которые указаны в постановлении об ее проведении. Даже при внеплановых проверках обязательно должны быть руководитель или уполномоченное лицо. У проверяемых есть права присутствовать во время действий инспекторов, знакомиться с результатами и вносить свои замечания в акты, а также обжаловать действия должностных лиц.

У проверки обязательно должен быть результат. Это как минимум акт о проведении, описание проведенных действий и последствий. Если нарушения были выявлены, инспекторы вправе выдать предписания об устранении нарушений, принятии мер по контролю, возможном привлечении к административной ответственности и штрафу согласно КоАП. Некоторые нарушения могут повлечь принятие незамедлительных мер, что может обернуться требованием временного запрета деятельности.


На что обращать внимание

  1. Соблюдение формальностей: в постановлении о проверке должна быть указана причина, а все данные проверяющих и проверяемых отображены корректно.
  2. Требование соблюдать сроки: документарная проверка может занимать до 10 дней, выездная — в зависимости от размера проверяемой организации: от 50 часов до 10 дней.
  3. У проверки должен быть результат. Его можно обжаловать.
  4. Документы, устанавливающие правила проверок, доступны на официальном сайте Ространснадзора. Стоит изучить, например, Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Перевод

Электротранспорт в 2024 году: цепочка поставок, сеть зарядки и рынок аккумуляторных материалов

карточка
Умные решения

Кто на новенького: каким топливом выгодно заменить бензин в коммерческом транспорте

карточка
Повестка

Куда едет логистика: тренды 2024 года

карточка
Перевод

Три тенденции в логистике электронной коммерции, которые меняют розничную торговлю прямо сейчас

карточка
Повестка

В едином потоке: за счет чего растет торговля между Россией и Китаем

карточка
Повестка

Проверки по требованию: что означает для бизнеса риск-ориентированный подход

карточка
Умные решения

Инфографика: Переход на роботизированную логистику склада

карточка
Повестка

Цифровой пропуск: в России стартует эксперимент по бесшовным грузоперевозкам

карточка
Инструкции

Майские путешествия: как подготовить бизнес к наплыву туристов

карточка
Умные решения

Долго или дорого: платные трассы для логистики

карточка
Повестка

Какие дороги и развязки построят в Москве в 2024 году

карточка
Повестка

Дептранс Москвы предлагает создать систему контроля курьеров

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка