Итоги состояния рынка коммерческих авто 2021 года и перспективы развития в 2022-м
20.03.2024 93 просмотра
Вектор развития сектора коммерческого транспорта постоянно меняется. Для того чтобы лучше справляться с запросами времени, в первую очередь необходимо знать и понимать динамику изменений. Глядя на недавно закончившийся год и проанализировав эволюцию рынка, можно определить основные тенденции, которые будут характеризовать 2022 год.
Обобщив мнения авторитетных экспертов, экономистов, потребителей и производителей, GAZ Campus подготовил наиболее вероятный сценарий грядущих перемен. Контекст на рынке коммерческих автомобилей рассмотрен по традиционным сегментам: крупные грузовые автомобили (HCV), среднетоннажные (MCV), легкие коммерческие авто (LCV) и автобусы (BUS).
Влияние на транспортный сектор пандемии
Если 2020 год поставил мир перед новыми вызовами из-за распространения COVID-19, то в 2021 году активно формировались долгосрочные проекты работы в условиях пандемии. Последствия ограничительных нововведений и реакций на них затронули не только повседневную жизнь людей, но и бизнес. После мирового падения на 8,5% в 2020 году (исследование Frost & Sullivan) рынок легких коммерческих автомобилей восстанавливался весь 2021-й. Процесс происходил в основном за счет растущего спроса на фургоны, используемые для доставки. Данная тенденция ускорилась из-за пандемии.
Ассоциация европейских автопроизводителей Acea выяснила, что за последние 12 месяцев массовый исход городских жителей на удаленную и гибридную модели работы снизил потребность в транспорте, что повлияло не только на использование личных автомобилей, но и на услуги компаний-перевозчиков. С другой стороны, произошло значительное увеличение дистанционных покупок. Рост доставок последней мили достиг пика в 25% во всем мире во время пандемии и, по оценкам ведущих мировых аналитиков, будет продолжать расти в среднем на +13% в год в период до 2030 года.
Распространение новых привычек потребления в результате пандемии привело к росту электронной коммерции настолько, что в 2021 году европейский рынок онлайн-покупок зафиксировал значение на 21% выше, чем в 2020 году, сообщает Европейское агентство «Геотаб». Поэтому транспортным компаниям пришлось увеличивать парк крупнотоннажных и средних коммерческих машин, способных реагировать на ежедневный спрос потребителей. Возросло количество услуг в таких стратегических нишах, как доставка продуктов питания и фармацевтика, требующих коммерческих рефрижераторных перевозок.
Продажи коммерческих транспортных средств в 2021-м
Ассоциация европейских автопроизводителей подвела итоги прошедшего года. По данным ACEA о российском и европейском рынках, общий положительный результат обусловлен в 2021 году низкой базой 2020-го из-за локдауна. Продажи коммерческих автомобилей выросли на азиатском и североамериканском рынках.
Итоги года в Европейском Союзе
Регистрации коммерческих автомобилей в Европе в 2021 году зафиксировали рост на 9,6% в годовом исчислении, увеличившись до 1,9 млн единиц, тогда как в декабре они упали на 8,4% (156 тысяч единиц). Аналитики Ассоциации европейских автопроизводителей пояснили, что на показатели за декабрь повлияло снижение продаж новых фургонов, в то время как регистрация грузовиков и автобусов фактически улучшилась по сравнению с декабрем 2020 года. В частности, в ACEA отметили, что продажи легких коммерческих автомобилей в декабре упали на 12,8%, в то время как грузовики и автобусы выросли на 23,5% и 6,8% соответственно.
За исключением Испании (-2,8%), все основные рынки ЕС зафиксировали рост продаж коммерческих автомобилей в прошлом году. Самый высокий рост — в Италии (+ 15,5%), за ней следует Франция (+7,8%), а в Германии количество регистраций увеличилось лишь на скромные + 0,6%. Однако показатель за весь год остается ниже 2,1 миллиона регистраций 2019 года. Автобусный сегмент больше всего страдает от кризиса COVID-19. Закрытие школ и туристических объектов вызвало спад на рынке как городских, так и междугородних автобусов. Один из крупнейших в мире производителей автобусов и коммерческого транспорта, немецкий концерн MAN, завершил 2021 год с 94 тысячами продаж по всему миру, что меньше, чем в 2019 году, но намного больше, чем в 2020 году.
Продажи коммерческих авто в России
Одним из самых растущих в ушедшем году стал сектор крупнотоннажных грузовиков. По данным агентства «Автостат», на российском рынке реализовано:
- 141,88 тысячи единиц легких коммерческих автомобилей, +35,9% относительно 2020-го;
- 97,9 тысячи новых средних (полной массой свыше 3,5 т) и тяжелых (от 12 т) грузовиков, +31%.
Если на европейском рынке LCV рассматривать Россию как участника, то наша страна в европейском первенстве заняла бы шестое место. Потенциал российского рынка намного больше. Результаты 2021 года могли оказаться более высокими, если бы не образовался дефицит автомобилей. Ситуация вызвана нехваткой электронных компонентов, так называемым «чиповым кризисом», ростом цен на сталь и прочее сырье, разрывом цепочек поставок. В начале 2022 года дефицит контейнеров, проблемы с полупроводниками и прочими комплектующими продолжают негативно влиять на рынок коммерческого транспорта.
Лидеры-2021 продаж авто в РФ
Наилучшую динамику за 2021 год показала группа ГАЗ. Продажи легковых автомобилей и LCV этих двух компаний увеличились на 10%. Абсолютным лидером сегмента стал ГАЗ с проданными 56,5 тысячи авто, у BMW — 46,8 тысячи единиц.
По результатам анализа работы российских автоконцернов, в секторе MCV среднетоннажных грузовиков лучшей стала модель «ГАЗель Next» группы ГАЗ. Всего в 2021-м реализовано 8159 «ГАЗелей», что на 28% больше, чем в 2020 году. С небольшим отрывом за рекордом ГАЗ следуют продажи грузовика «КамАЗ 43118» в количестве 8115 единиц.
В сегменте HCV крупных грузовиков первым стал «КамАЗ». Его продажи в 2021 году выросли на 29% — до 36,4 тысячи. Второй успешный производитель — снова ГАЗ, которым за прошлый год было продано 9,6 тысячи среднетоннажных грузовиков. Затем следуют Scania (+52%) — 7,3 тысячи единиц, Volvo (+61%) — почти 6 тысяч штук и MAN (+35%) — 4,8 тысячи машин. В топ-10 лучших вошли Mercedes, МАЗ, Isuzu, «Урал» и китайская Shaanxi.
В рейтинге производителей автобусов по количеству проданных машин первую позицию занимает ПАЗ. Компания реализовала 55,7% от общего объема, который в 2021-м составил 13,6 тысячи штук. В топ-10 вошли российские производители автобусов и один китайский бренд — Yutong, сообщает агентство «Автостат».
Прогноз рынка грузовых автомобилей на 2022-й
Поддержка автомобильной промышленности и ее дистрибьюторской сети рассматривается на уровне госпрограмм. Во многих странах 2022 год начинался с поисков структурных решений, которые позволят сформировать выгодные предложения для покупателей коммерческого транспорта.
Направление развития отрасли
Глобальные экологические и климатические проблемы требуют финансирования стимулов потребителей к переходу на новые модели грузовых автомобилей. В частности, автомобильный транспорт является одним из самых загрязняющих факторов, уступая пальму первенства лишь строительству. Для достижения целей, сформулированных ООН в области устойчивого развития, транспортным компаниям придется придерживаться политики сокращения загрязняющих выбросов.
С одной стороны, ужесточаются экологические требования к автопаркам, независимо от того, состоят они из автомобилей с двигателем внутреннего сгорания или электромобилей. И все владельцы коммерческого транспорта вынуждены исполнять указания по замене морально устаревших машин. С другой стороны, демонстрируется активная поддержка правительствами и госучреждениями дальнейшего стимулирования внедрения экологически чистых, безопасных технологий в производство и эксплуатацию коммерческого транспорта.
Переход на чистые виды топлива
Программу субсидирования электромобилей планируют продолжить для европейских и американских производителей грузовиков. Китай продлил свою программу субсидирования электромобилей до конца 2022-го, но планирует сократить субсидии на 30% в текущем году. Все основные компании в сегменте производства среднетоннажных и крупных машин M&HCV уже имеют или, как ожидается, будут иметь водородный двигатель FCEV в ближайшие 3–4 года. Китай планирует стать центром развития коммерческой мобильности на водороде в краткосрочной и среднесрочной перспективе (исследование Frost & Sullivan).
Моторы, работающие на природном газе, продолжат занимать некоторое место на рынке с разумной долей. Хотя она может быть и не такой существенной, как электрическая, и имеет тенденцию к снижению. Силовые агрегаты в долгосрочной перспективе перейдут на использование экологически чистой энергии, и этот процесс уже идет.
Внедрение интеллектуальных технологий
Автомобили нового поколения всегда мощнее и умнее предыдущего. Именно тренд на автоматизацию, цифровизацию и интеллектуализацию прослеживается на рынке коммерческого транспорта 2022 года. Перспективы европейского рынка грузовых автомобилей:
- Безопасность. Функция ADAS уровня 1, AEBS стала обязательным условием для новых автомобилей, начиная с 2015 года, включая грузовики. С апреля 2022-го запрещается эксплуатация машин без ADAS, за исключением особых случаев.
- Автоматизация управления. Volvo, Scania и Einrede лидируют в разработке беспилотных грузовиков уровня 4 без кабины. Швеция является основным испытательным полигоном для автономных грузовиков уровня 4 благодаря благоприятным авторитетным грантам.
- Стратегическое партнерство. Volvo-Nvidia планирует создавать AV-системы на основе комплексной платформы искусственного интеллекта Nvidia Drive. Iveco-Wabco заключили договор на поставку систем помощи водителю на грузовые модели Stralis и Euro.
Traton Group приобрела миноритарный пакет акций TuSimple для разработки беспилотных грузовиков Scania с межузловым расположением элементов. Continental-Knorr Bremse планируют разработать высокоавтоматизированный коммерческий транспорт с возможностью движения в колонне в реальном времени. Прототипы разработок уже представлены или проходят испытания с водителем.
Перспективы российского автопрома
Распространение беспилотного коммерческого транспорта и водородных двигателей в РФ — пока еще дело будущего, но не настолько далекого, а вполне осязаемого. Активное внедрение разнообразных цифровых систем для вождения, автоматизации важнейших процессов телеметрии и безопасности происходит постоянно. На реализацию тренда работают все производители в России.
Лидер 2021 года по производству среднетоннажных грузовиков — группа ГАЗ — планирует в 2022-м увеличить продажи на 7%. Прогноз основан на повышении спроса на модель «ГАЗель Next» со стороны коммерческих междугородных перевозок. Грузовики «Газон» при проезде по федеральным трассам не облагаются тарифом «Платона», так как весят меньше 12 т. Сборы повышаются с 1 февраля, что, в свою очередь, увеличивает привлекательность «Газонов» для малого и среднего бизнеса в междугородной перевозке потребительских товаров и продуктов питания. Дальнейший рост продаж прогнозируется в сегменте бескапотных грузовиков и благодаря расширению линейки спецтехники, особенно востребованной ЖКХ модели на базе «Валдай Next».
Для развития отрасли в целом необходима секторальная, стабилизационная и социальная поддержка со стороны государства. В гораздо лучшей ситуации на старте 2022-го находятся те компании, которым такую поддержку оказывали. Субсидируемые программы предусмотрены для отечественных производителей и заводов на территории России. Рост доли лизинга в продажах легких коммерческих автомобилей и грузовиков — тоже тренд на отечественном рынке.
Проблема дефицита грузовой техники будет решена уже к середине года. Руководители предприятий прогнозируют возврат рынка к доковидному стабильному состоянию к концу 2022 года.
ИСТОЧНИКИ:
- Исследование Frost & Sullivan 3211 Scott Blvd., Suite 203 Санта-Клара, Калифорния 95054 © 2021;
- Ассоциация европейских автопроизводителей Асеа;
- Европейское агентство «Геотаб»;
- Агенство «Автостат»;
- Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).