ESG-принципы в логистике: устойчивое развитие может быть выгодным

ESG-принципы в логистике: устойчивое развитие может быть выгодным
ESG-принципы в логистике: устойчивое развитие может быть выгодным

Три буквы ESG — аббревиатура, сложенная из первых букв слов Environmental, Social, Governance. Это означает, что деятельность компании основана на таких принципах, как защита окружающей среды, создание благоприятных социальных условий, добросовестное отношение к сотрудникам и клиентам и надлежащее корпоративное управление. Практически из этого следует, что компания следует своду правил и подходов к ведению бизнеса, которые способствуют его устойчивому развитию.

 

ESG-повестка появилась в 2004 году как часть глобального климатического тренда. Но сегодня устойчивое развитие — понятие гораздо шире. Это также социальная ответственность (Social) перед сотрудниками. Например, компании, которые следуют принципам ESG, берут на себя обязательство создавать комфортные условия труда, оказывать социальную поддержку персоналу, платить белую зарплату и т. д. Социальная ответственность распространяется на партнеров и клиентов.

Буква G в аббревиатуре означает Governance, подразумевая ответственное корпоративное управление, включая прозрачность работы компании, сохранность данных клиентов. Поэтому один из показателей социальной ответственности — обеспечение бесперебойной работы компании или предприятия.

ESG в логистике

В логистике ESG-принципы реализуются в первую очередь через зеленую повестку. Например, ГК «Деловые линии» реализует эту концепцию уже в течение нескольких лет. Прежде всего, использует автомобили, соответствующие стандарту Евро-5. Учитывая, что в автопарке более 4 тысяч грузовиков, общие выбросы углекислого газа в атмосферу снижаются на 200 тысяч тонн в год. Также компания использует грузовики с биотопливными двигателями, которые на запуске используют дизель, а большую часть маршрута проходят на более экологичном газовом топливе.

Еще один способ для транспортной компании включиться в ESG-повестку — использование экологичной упаковки. Логистика всегда связана с упаковочными материалами, будь то защитная транспортная упаковка при перевозке грузов, фулфилмент или внутригородская доставка. Но чем больше грузов, тем больше упаковки, которая выбрасывается сразу после доставки и загрязняет окружающую среду. Особенно вреден для природы пластик, которого в мире производится 380 млн тонн в год. Сколько он разлагается, точно не знает никто. Считается, что обычный пакет — около 20 лет. Учитывая, что в мире каждую минуту используется около 1 млн пакетов, человечество рискует утонуть в этом объеме.

Поэтому отказ от пластика в пользу упаковки из материалов, которые не наносят такого вреда природе, — шаг в сторону ESG-повестки. Например, можно использовать картонные коробки, которые разлагаются в течение 1 года. Да и в принципе картон — продукт вторичной переработки сырья, так что его использование позволяет утилизировать часть использованных материалов и сохранить деревья.

Или можно предложить клиентам сдавать ненужные пакеты курьеру при следующей доставке. Их можно использовать повторно, сокращая потребление пластика.

Еще один способ встроится в тренд — новые технологии. Например, планирование маршрутов при помощи специальных алгоритмов позволяет сократить общий пробег автопарка и свести к минимуму простои.

Использование электронного документооборота также в ESG-повестке. Использование бумажных документов значительно сокращается — как и электричества, и расходных материалов для их печати. В итоге нагрузка на окружающую среду меньше.

Можно пойти дальше и внедрить природосберегающие технологии не только в автопарке и на складе, но и в офисе компании. Например, выбирать оборудование с минимальным потреблением энергии.

Почему внедрить ESG-принципы выгодно

Дополнительный бонус при внедрении принципов ESG — экономия расходов ТК. Например, при использовании газомоторного топлива расходы на него ниже, чем на бензин и дизель. Самый распространенный в России вид альтернативного топлива — это метан. Реальный опыт ТК показывает, что топливные расходы при переходе автопарка на метан снижаются до двух раз. Конечно, размер экономии зависит от климатических условий региона, сезона и модели грузового автомобиля.

Наталья Плетникова

Наталья Плетникова

Начальник управления развития продаж ГК «Современные транспортные технологии»

«Метан — самое экологичное и экономичное газомоторное топливо, субсидируемое государством. Пик продаж техники на метане в России пришелся на 2021 год — было продано более 20 000 автомобилей. Еще 26 000 единиц техники переоборудовали с помощью государственных субсидий на 1,2 млрд рублей с 2019 по 2021 год. Каждая тысяча километров на метане обходится на 60% дешевле, чем на бензине, что особенно выгодно для логистических компаний с большими пробегами. Примеры техники на метане — Газель NEXT CNG и автобус Газель NEXT CNG».

Сэкономить получится и при переходе на электронный документооборот — как внешний, так и внутренний. Компания ПЭК, у которой порядка 200 филиалов в разных регионах страны, после внедрения электронных документов в кадровый документооборот получила экономию около 10% от «бумажных» расходов. Это не только исключение расходов на печать и хранение в течение 75 лет, как требует законодательство, но также и отсутствие необходимости доставки документов и экономии времени.

Получить выгоду в деньгах помогают и те самые алгоритмы маршрутизации. Во-первых, сокращение пробега, в том числе порожнего, простоев означает не только сокращение нагрузки на окружающую среду, но и на финансы транспортной компании. Но просчитать оптимальные маршруты вручную практически невозможно: для каждого маршрута внутригородской доставки ИИ перебирает около 1 млн вариантов.

Но не только экономии ради стоит задуматься о внедрении ESG-принципов. К этому всё активнее подталкивают и государство, и условия ведения бизнеса. Утвержденная указом президента РФ Климатическая доктрина нацелена на достижение углеродной нейтральности к 2060 году. В частности, она предполагает развитие нормативно-правовой базы и организацию государственного регулирования в области климата. И также совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. К таким механизмам, например, относится компенсация части расходов (48%) на установку газового оборудования на автомобиль.

Также с 1 января 2024 года вступил в силу закон № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Производители и импортеры теперь должны утилизировать свою упаковку по нормативу или платить экосбор. Специалисты считают, что законодательные новеллы, кроме прочего, будут стимулировать использование экологичных видов упаковки — бумаги и картона — вместо пластика.

Государство будет не только стимулировать бизнес к внедрению зеленых технологий, но и рассматривать внедрение ESG-принципов в деятельность как преимущество при госфинансировании проектов. Плюс еще в 2023 году принято решение о направлении части средств от экологического сбора на поддержку компаний, которые производят продукцию из переработанных отходов.

Крупные банки также учитывают ESG-рейтинг компании (есть и такой) при выдаче кредита. Например, портфель ответственного финансирования Сбера в 2023 году вырос до 2,5 трлн рублей. По данным банка, значительная часть этих кредитов приходится на займы с ESG-ковенантами, то есть специальными условиями по процентным ставкам для корпоративных заемщиков, которые следуют ESG-принципам. Таким образом, получить кредит в банке проще компании, внедряющей повестку устойчивого развития, включая экологическую. Кроме того, банк предлагает специальные условия кредитов — по более низким ставкам, причем не только на зеленые и социальные проекты.

Резюмируем, ESG — тренд, который поддерживается государством. Внедрение повестки устойчивого развития в деятельность транспортной компании потребует определенных затрат, перестройки бизнес-процессов, поиска новых поставщиков, возможно, обучения сотрудников работе с новыми цифровыми инструментами и т. д. Но одновременно позволяет экономить, по некоторым направлениям — весьма ощутимо.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Повестка

Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

карточка
Повестка

Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа

карточка
Повестка

Все поехали: итоги летнего туристического сезона — 2024

карточка
Колонки

Эксперт Яндекса: 5 ошибок бизнеса при организации собственной доставки последней мили

карточка
Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка
Перевод

Доставка с помощью дронов: новый уровень для ретейла и логистики

карточка
Перевод

Как гиганты логистики упускают шанс кардинально изменить сферу доставки

карточка
Умные решения

Технологии на колесах: как логистика стала лидером цифровизации

карточка
Повестка

Экспансия ОСАГО: куда расширяется полис

карточка
Повестка

Склад на воде: к 2027 году в России откроют шесть крупных мультимодальных центров

карточка
Повестка

Продажи грузовиков падают, хотя грузы едут все быстрее: разбираем парадокс

карточка
Повестка

Осторожно, ПВЗ закрывается. Или нет

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка